я наконец добила ее. ощущения крайне неоднозначные.
главную мою эмоцию можно выразить следующим образом: "в жизни так не бывает". Теккерей писал, что это "роман без героя", что персонажи не делятся на откровенно положительных и отрицательных, а судьбы их не зависят напрямую от их нравственности или образа жизни. несмотря на это четко проглядываются 4-5 главных героев, в книге есть единственный персонаж, которого можно отнести к положительным - майор Доббин, все остальные - в разной степени отрицательны. все плохие. все порочны и тщеславны - каждый по-своему, со своим личным проявлением этого тщеславия. у всех этих людей все их отрицательные черты характера гипертрофированны, а о хороших чертах не упоминается вовсе. даже самая хитрая, самая наглая, изворотливая и бесстыдная Ребекка в реальной, не книжной жизни была бы способна на положительные и светлые чувства. в книге же, во всём этом неподъемном томе, о хороших чертах Бекки не упоминается ни разу. и если в начале книги я еще думала, что все эти люди по-своему несчастны и каждого можно оправдать, то к концу их отрицательные качества обострились настолько, что вызывали только отвращение, но никак не сочувствие или понимание.
хорошая судьба ждет тех, кто наименее "плох" - Эмилию (в ней мало отрицательных черт, она просто безвольная тряпка и мямля, застрявшая в фантазиях и не умеющая ценить людей, данных ей судьбой) и Доббина (самого незлобивого и честного, простого и доброго, только не умеющего видеть плохое в других). всех, кто был "хуже", автор наказал или тяжелой жизнью, или ранней смертью. а так - ненене, мы совсем не хотим показать, что нравственная жизнь вознаграждается, а обман и хитрость порицаются. и пусть даже в этом и был замысел книги - изобразить все возможные пороки человеческие в наихудшем их проявлении, не стоило забывать, что в людях есть не только плохое.
в общем, читать было вроде бы интересно. но всё то, что я описала выше - раздражало всю книгу.
и немного цитат