конечно, надо было когда-то дойти и до "первоисточника" самых известных антиутопий - "Мы". и это просто кошмар.
первая и самая главная проблема сего опуса - это слог и знаки препинания. такое ощущение, что Замятин поставил себе цель - сделать текст наименее читабельным, тошнотворным и неудобоваримым фаршем, какой только может существовать. и ему это вполне удалось. следить за сюжетом, когда спотыкаешься пять раз в одном предложении, невозможно. спотыкаешься раз, спотыкаешься два, заставляешь мозг не видеть три тире подряд и не обращать внимания на пять двоеточий, выбосить четыре "так" и "вот", и вроде уже удалось схватить мысль, вроде почти понял, о чем этот абзац, а он заканчивается словами "и я должна - ", или "отчего же - отчего - ", и ты тихо материшься и забиваешь на попытки осмыслить прочитанное. выглядит так, словно автор открыл словарь и начал выписывать все красивые слова, которые там нашел, а потом попытался втулить их в текст так, чтобы остался какой-то намек на смысл. и да, такое количество розового цвета на такую маленькую книгу - это тошнотворно. и рты у него розовые, и солнце, и улыбки, и ямочки на локтях, и всё, черт меня побери, розовое!!
вторая проблема - сюжет. возможно, для реалий 1920 года это было круто, не знаю, не возьмусь судить. но история, в которой понятия "обоснуй" не существует, где люди во время еды совершают строго регламентированное количество жевательных движений, где строго расписаны часы сна, приема пищи, работы, отдыха и секса, но при этом их шатания возле Древнего дома не вызывают никаких подозрений; где история воспринимается исключительно как ошибка и хаос, но сравнения с Христом или валькириями встречаются почти на каждой странице; где люди не фантазируют, поскольку это болезнь, но высокохудожественно размышляют о голой стеклянной стене, - такая история вызывает фейспалм и мысль "автор, ты где-то сильно промахнулся". уровень сложности сюжета оставляет желать лучшего. выглядит примерно так: жил - влюбился - поверил - выбрался за Стену - офигел - попытался угнать космический корабль - не получилось - вылечили. то есть, понимаете, герой живет всю жизнь среди стеклянных стен, ровных линий, прямых углов и строго регламентированно, попадает в дикую природу с ее какофонией звуков, запахов, в компанию незнакомых, полудиких людей - но о его эмоциях всего один абзац, зачем больше? куда важнее, что рты у них всех розовые (в десятитысячный раз), а улыбка I треугольно-острая (в пятитысячный раз). затея изменить мир провалилась, - да какая к черту разница, что герой по этому поводу думает? куда важнее, что мы без объяснений и предисловий (поскольку автор, похоже, так и не придумал, как описать переход от одних событий к другим) сразу рассказываем, как же его излечили.
в общем, самая главная антиутопия оказалась бесформенным и сумбурным набором из неестественно "красивых" слов, розового цвета, тире, двоеточий и сюжетных пропусков. если это вынуждены читать в школе, то я начинаю понимать, откуда у подрастающего поколения вырабатывается стойкая ненависть к книгам.